Права и обязанности диспетчера-стажера в области авиации по законодательству Российской Федерации

20.01.2015

Б.П. Елисеев,

доктор юридических наук, доктор технических наук,

Заслуженный юрист РФ, Ректор МГТУ ГА

 

С.С. Юрьев

доктор юридических наук,

Президент Национальной ассоциации

воздушного права

 

 

Аннотация: В статье проведен анализ прав и обязанностей диспетчера-стажера по законодательству РФ. Установлено, что диспетчер-стажер не входит в перечень специалистов авиационного персонала и не вправе осуществлять обслуживание воздушного движения. Его  обязанностями являются закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков для получения свидетельства.

 

Ключевые слова: диспетчер-стажер; правила безопасности движения; воздушный транспорт; правовой статус; обслуживание воздушного движения.

 

 

В связи с повышением требований к квалификации специалистов гражданской авиации и введением профессиональных стандартов большой научно-практический интерес вызывает правовой статус «диспетчера-стажера» применительно к сфере управления воздушным движением.

 

1. Прежде всего, отметим, что согласно п. 1 ст. 53 ВК РФ «к выполнению функций (…) по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства».

Входит ли «диспетчер-стажер» в число специалистов авиационного персонала гражданской авиации?

Пунктом 1 ст. 52 ВК РФ определено: «К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по (…) организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации».

Таким образом, необходима совокупность трех условий для утверждения о том, что определенное лицо относится к авиационному персоналу: наличие профессиональной подготовки; осуществление деятельности  по организации и обслуживанию воздушного движения; фиксация наименования должности, которую занимает лицо, в перечне специалистов авиационного персонала.

Заметим, что перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации и ЕС ОрВД РФ вправе и обязано утвердить Министерство транспорта Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Так, согласно подпункту 5.2.53.8. пункта 5.2. Положения о Минтрансе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, Минтранс России на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает, в частности, следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; требования, предъявляемые к оформлению и формам свидетельств, выдаваемых лицам из числа специалистов авиационного персонала, допускаемым к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения; требования к образовательным учреждениям и образовательным подразделениям организаций, осуществляющим подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; требования к порядку разработки и утверждения, а также к содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; порядок подготовки диспетчеров управления воздушным движением; особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда авиационного персонала; перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств; перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения; перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации[1].

В современной редакции ст. 52 ВК РФ действует после изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ, вступавшим в силу  по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 30.07.2012). Очевидно, что три месяца предназначались для подготовки ведомственных нормативных правовых актов, позволяющих реализовать законодательные нормы.  Однако до сих пор (на 20.01.2015) Минтрансом России перечень специалистов авиационного персонала не утвержден.  Вместе с тем, имеется судебная практика, согласно которой необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 № 749-ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации»; это постановление официально не опубликовано, но приказом Федеральной авиационной службы России от 24.08.1998 № 267-ДСП  доведено до сведения организаций гражданской авиации[2].

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.01.2009 № 32 в соответствии с имеющимися полномочиями утверждён Единый квалификационный справочник (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»[3]. Квалификационных характеристик должности «диспетчер-стажер» указанный ЕКС не содержит. Термин «диспетчер-стажер» упоминается только при описании обязанностей диспетчера-инструктора управления воздушным движением. 

Кроме того, по действующему законодательству, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Минюстом России приказ Минздравсоцразвития от 29.01.2009 № 32 не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке. В этой связи на основании Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 данный ЕКС не влечёт правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний; на названный ЕКС нельзя ссылаться при разрешении споров[4].

Заметим, что наименование «диспетчер-стажер» отсутствует и в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 (далее - ОКЗ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 298. Это тем более удивительно, что в ОКЗ нашлось место «профессиям» астролога и гадалки[5].

Следует также указать, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. В разделе III («Гражданская авиация») данного перечня применительно к обслуживанию воздушного движения указаны, в частности, только должности диспетчеров (диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов); диспетчер аэроузлового центра; диспетчер-инструктор управления воздушным движением; диспетчер диспетчерского пункта круга; диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки; диспетчер пункта подхода или направления; диспетчер районного центра; диспетчер стартового диспетчерского пункта; диспетчер-инструктор службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов; старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов; диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов)[6].

 

Официальное закрепление наименование должности важно в силу требований трудового законодательства. Согласно ст.57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Как отмечалось выше, пунктом 1 ст. 53 ВК РФ предусмотрено, что к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Таким образом, законом установлены ограничения для осуществления указанной деятельности – её могут осуществлять не любые желающие, а соответствующие специалисты. Другое ограничение - для работников, непосредственно обслуживающих воздушное движение, установлен запрет на забастовки (часть 2 пункта 1 ст. 52 ВК РФ). Кроме того, для диспетчеров, непосредственно обслуживающих воздушное движение, законом установлен ряд льгот.

Отсутствие требований по должности «диспетчер-стажер» или «стажер» в квалификационном  справочнике не позволяет отнести его к авиационному персоналу.

Другое требование, позволяющее (при наличии других условий) отнести лицо к авиационному персоналу - осуществление деятельности  по организации и обслуживанию воздушного движения.

Как уже говорилось, в силу п. 1 ст. 53 ВК РФ к выполнению функций по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Без такого свидетельства никто, в том числе диспетчер-стажер, не может быть допущен к деятельности  по организации и обслуживанию воздушного движения.

В этой связи необходимо отметить, что даже если в ведомственных актах, локальных актах или трудовом договоре содержится обязанность диспетчера-стажера «управлять воздушным движением», то такие положения представляются не основанными на законе.

  Так, ст. 5 ТК РФ устанавливает: «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации».

Часть 4 статьи 8 ТК РФ предусматривает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Часть 2 статьи 9 ТК РФ определяет, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

Необходимо также указать, что в разделе XXI («Гражданская авиация») Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, содержащего перечень работников, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, отсутствует должность «диспетчер-стажер»[7].

Следовательно, диспетчер-стажер не вправе осуществлять деятельность  по организации и обслуживанию воздушного движения.

 

Коснемся требования о наличии профессиональной подготовки как условия отнесения лица к авиационному персоналу.

Приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 утверждены ФАП «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам»[8].

Пунктом 3 названных ФАП установлено, что «к выполнению функциональных обязанностей диспетчера УВД не допускаются лица, не имеющие при себе действующего свидетельства».

Пунктом 16 данных ФАП урегулировано, что для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него квалификационной отметки кандидат должен отвечать, в числе прочих, следующим требованиям: образование - среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки (подпункт 2 пункта 16); наличие определенных знаний (подпункт 3 пункта 16); опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение диспетчера-инструктора о возможности допуска к самостоятельной работе и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера (подпункт 4 пункта 16); состояние здоровья - действующее медицинское заключение в соответствии с требованиями, предъявляемыми к диспетчерам УВД, за исключением случаев, когда сфера деятельности кандидата ограничена выполнением функциональных обязанностей, не требующих медицинского заключения о годности к работе по результатам медицинского освидетельствования.

 

Постановлением Правительства РФ от 6.08.2013 № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации[9].

Пунктом 6 названных Правил установлено, что кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами, которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков.

Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции диспетчера управления воздушного движения, осуществляется:

лицом, обладающим свидетельством с внесенной в него записью о праве проведения подготовки кандидата на получение свидетельства соответствующего вида;

на тренажерных устройствах, имитирующих обслуживание воздушного движения, и (или) на рабочем месте диспетчера управления воздушным движением.

Применительно к названным Правилам важно зафиксировать то юридически значимое обстоятельство, что нахождение диспетчера-стажера (кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции диспетчера УВД) на рабочем месте диспетчера УВД рассматривается законодательством не как осуществление диспетчером-стажером трудовой функции диспетчера УВД, а как проверка навыков диспетчера-стажера.

 

Приказом Минтранса России от 14 апреля 2010 г. № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала (далее – Порядок)[10].

Согласно пункту 2 Порядка, он устанавливает требования к функционированию непрерывной системы подготовки, профессиональной переподготовки, включая вопросы стажировки и порядка допуска к работе диспетчерского персонала.

Раздел III Порядка озаглавлен: «Организация стажировки для получения допуска к работе персонала ОВД».

Пункт 18 раздела III Порядка гласит: «Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя демонстрацию обслуживания воздушного движения диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора, ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов, разбор характерных ошибок, а также выполнение тренировочных упражнений на диспетчерском тренажере под контролем диспетчера-инструктора тренажера».

Обратим внимание на противоречие имеющейся в пункте 18 фразы (согласно которой практическая подготовка включает «работу стажера в качестве диспетчера УВД») Воздушному кодексу Российской Федерации и иным упомянутым нормативным правовым актам, в том числе Порядку; не меняет ситуацию и оговорка «под контролем инструктора», ибо стажер не наделен правом деятельности по обслуживанию воздушного движения.

Заметим кстати, что вышеупомянутый ЕКС не содержит такой должности – «диспетчер УВД» и, соответственно, квалификационных характеристик по этой должности.

Кроме того, пунктом 23 Порядка предусмотрены условия первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД (одним из условий является успешное прохождение стажировки).

Тут возможны возражения следующего порядка: в подпункте 4.4.1.3. («Опыт») пункта 4.4. («Свидетельство диспетчера УВД») главы 4 («Свидетельства и квалификационные отметки авиационного персонала, кроме членов лётного экипажа») приложения 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации (открыта для подписания в Чикаго 7 декабря 1944 г.) в качестве требования к кандидату на получение свидетельства диспетчера УВД указано: «Кандидат успешно закончил курс подготовки по утвержденной программе и не менее 3 мес. успешно  занимался практическим управлением воздушным движением под контролем надлежащим образом аттестованного диспетчера УВД»[11].

Вроде бы, нет разницы между словами «работа в качестве диспетчера» (терминология российского нормативного правового акта) и «практическое управление воздушным движением» (терминология международно-правового акта). Однако если «работа в качестве диспетчера» по своей сути предполагает выполнение соответствующих функций в полном объеме, то «практическое управление» - это однозначно и недвусмысленно лишь этап подготовки, причем в таких условиях, когда а) не исключается взаимодействие со специально используемыми для этих целей воздушными судами; б) не исключается осведомленность экипажа воздушного судна, что в управлении воздушным движением задействован стажер; в) в силу требований пункта 4.3. приложения 1 к Чикагской конвенции предприняты все необходимые правовые и организационные меры для того, чтобы стажер («курсант», по терминологии приложения 1) не создавал опасность для воздушного движения.

Подтверждение принципиальной разницы между терминами «работа» и «практическая подготовка» мы находим и в документе ИКАО «Руководство по обучению» (Doc 7192-AN/857, Часть D-3 «Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер»). Глава 16 этого документа посвящена прикладному практическому обучению. В пункте 16.4.1 пункта 16.4 («Практика отправления рейсов (обучение на рабочем месте)») главы 16 указано, что после завершения теоретического обучения и занятий на тренажёре необходимо, чтобы «обучаемый был направлен на выполнение под наблюдением фактических обязанностей по эксплуатационному контролю. Предоставление обучения на рабочем месте позволит обучаемому развить необходимую уверенность по выполнению обязанностей и прав завершившего подготовку [диспетчера – авт.]. Кроме того, обучение на рабочем месте позволит ему приобрести личный опыт в отношении трудностей профессии, которую выполняют опытные диспетчеры в фактических эксплуатационных условиях»[12].

 

 

Отсюда вывод: диспетчер-стажер не входит в число специалистов авиационного персонала гражданской авиации, не обладает соответствующей профессиональной подготовкой и не вправе осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения.

 

2. В связи с неопределенностью  правового статуса  диспетчера-стажера (что является явным правовым пробелом, вызванным ненадлежащим исполнением функций должностными лицами, в компетенцию которых входит регулирование в установленной сфере деятельности) возникает проблема определения круга прав и обязанностей, а также условий ответственности диспетчера-стажера.

В этой связи необходимо определить понятие термина «стажировка».

Так, в статье 59 («Срочный трудовой договор») ТК РФ упоминается, что срочный трудовой договор может быть заключен, в частности, для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362, определяют (пункты 22-23), что стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от 2 до 4 месяцев; продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ[13].

В пункте 1 Рекомендаций по организации и проведению стажировки специалистов (письмо Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 15 марта 1996 г. № 18-34-44и/18-10) указано: «Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки»[14].

 

Таким образом, если применить нормы международного воздушного права, трудового и воздушного законодательства Российской Федерации в их правовой взаимосвязи, можно сделать вывод о том, что трудовыми обязанностями диспетчера-стажера являются закрепление им теоретических профессиональных знаний и приобретение практических навыков и умений для получения в установленном порядке свидетельства, позволяющего выполнять функции по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, и первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД.

Отсюда следует, что фактически диспетчер-стажер, находясь на рабочем месте диспетчера УВД, обязан принимать решения и осуществлять действия только с согласия или по распоряжению диспетчера-инструктора.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Нормативные правовые акты и документы

 

1. Воздушный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации  // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, 30 июля 2012 г.

4. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2663.

5. Приложение 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации / Изд. 11. – Монреаль: Издание ИКАО, 2011.

6. Документ Международной организации гражданской авиации № 7192-AN/857 «Руководство по обучению», Часть D-3 «Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер» / Изд. второе. – Монреаль: ИКАО, 1998.

7. Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 // Собрание постановлений Правительства СССР, 1991, № 21-22, Ст. 85.

8. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, Ст. 2898.

9. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2013, № 26, Ст. 3343.

10. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 4, Ст. 268.

11. Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, Ст. 2194.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 655 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 27, Ст. 3764.

13. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Утв.  постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, Ст. 4322.

14. Федеральные авиационные правила «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам. Утв. приказом  Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 7.

15. Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Утв. приказом Минтранса России от 14 апреля 2010 г. № 93 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 37.

16. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. Утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 298. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1995.

17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта». Утв.  приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 января 2009 г. № 32 // ИПС «КонсультантПлюс».

18. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А33-5924/2013 (по делу об отмене предписания органа авиационного надзора об устранении выявленных нарушений требований, установленных правовыми актами в сфере транспортной (авиационной) безопасности, выразившихся в отсутствии у специалистов службы наземного штурманского обеспечения полетов соответствующих сертификатов (свидетельств) авиационного персонала). - ИПС «КонсультанПлюс».


[1] СЗ РФ, 2004, № 32, ст. 3342; 2013, № 26, Ст. 3343.

 

 

[2] См.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А33-5924/2013 - ИПС «КонсультанПлюс», дата обращения 27.12.2014.

 

 

 

[3] СЗ РФ, 2004, № 28, Ст. 2898. Положение о Минздравсоцразвития России утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 № 655 // СЗ РФ, 2012, № 27, Ст. 3764.

 

 

[4] Пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 // СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2663.

 

 

[5] См.: Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1995. В данном классификаторе в базовой группе 515 указано: «Астрологи, гадалки и работники родственных профессий предсказывают будущие события в жизни клиентов методами астрологии или при помощи других приемов, предостерегают или дают советы о том, как нужно себя вести в разных ситуациях. Обязанности, выполняемые работниками данной группы, включают: предсказания будущих событий, основанные на положении звезд и планет в определенное время, составление гороскопов; предсказания на основании характеристики ладони клиента, игральных карт, расположения чайного листа или кофейной гущи в чашках или на основе других подобных методов; советы клиенту о необходимости принятия мер предосторожности с тем, чтобы избежать неблагоприятного влияния».

 

 

[6] СЗ РФ, 2008, № 4, Ст. 268.

 

[7] Собрание постановлений Правительства СССР, 1991, № 21-22, Ст. 85.

 

 

[8] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 7.

 

 

 

[9] СЗ РФ, 2013, № 32, Ст. 4322.

 

 

[10] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 37.

 

 

[11] Приложение 1 («Выдача свидетельств авиационному персоналу») к Конвенции о международной гражданской авиации / изд. 11. – Монреаль: Издание ИКАО, 2011. С. 4-5.

 

 

[12] Документ Международной организации гражданской авиации № 7192-AN/857 «Руководство по обучению», Часть D-3 «Сотрудник по обеспечению полетов/диспетчер» Изд. второе. – Монреаль: ИКАО, 1998. - С. D-3-119. В авторских скобках использован русский термин вместо английского сокращения  «FOO/ FD», список сокращений приведен на с. VII Dос. 7192-AN/857, часть D-3.

 

[13] Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, Ст. 2194.

 

 

[14] Документ опубликован не был. Цит. по ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения – 07.12.2014). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


« все статьи